Коло Сварога - праздники сентября
Вебинар "Родичи Небесные - Сварожий круг" 20 сентября в 20-00 мск. Стоимость участия 600 рублей.
Записи предыдущих занятий (10 занятий по 2 часа) - все или по отдельности - можно заказать.
В каждом занятии - свои практики. Реквизиты в конце страницы
Для тех, кто хочет знать свои корни и постигать мудрость предков |
Славяне ведали, что Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего на планету, сначала в виде его сына Рода, затем в виде Сварога. Род - Источник Вечной Жизни, Начало Начал.
С богом Родом связано не только рождение живого (род, народ, родить), но и природа и вода (родище, родник), и дождь (грудие, падающие с воздуха), и даже молния - родия, и огонь пекла. Род оказывается всеобъемлющим божеством Вселенной со всеми ее мирами: верхним, небесным, откуда идет дождь и летят молнии, средним миром природы и рождения и нижним с его "огненным родством".
|
Даже в ранних переводах книги Бытия, в которой повествуется о сотворении мира, именуется "Родьство", а бог-творец - "рододелатель" (Срезневский И. И. Материалы..., т. III, стлб. 139 (Изборник 1073 г.); Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь, с. 551.) А великий и могучий родной наш язык в самых главных словах сохранил этот корень: Род Родичи Природа Народ Родина Рождать Родня Родить Урожай |
Опять во всех источниках расходятся даты, опять вносит путаницу старый и новый стиль... Но не спутать настрой этого периода, всего сентября. Конец лета - время благодарности за то, что уродилось на полях, в лесах, в стадах и отарах, - то, что уже видимо и осязаемо, но требует ещё больших трудов для того, чтобы это всё убрать и сохранить. Осень - время подведения итогов. Явно видно, чьи знания, умения, опыт дали наилучшие результаты. И этот опыт можно и нужно перенять, им можно и нужно поделиться.
С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом.
Первые Осенины - Макошино Полетье - 14 сентября (1 сентября по старому стилю). В эпоху двоеверия совпадал с днём Симеона Столпника, которого в народе назвали Летопроводец.
Начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивалось угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-Сыру-Землю за то, что родила хлеб и другие припасы. Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:
Вейся ты, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье-то большое, мужики богаты!
Что мужики-то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!
Вторые Осенины отмечали 21 сентября, они совпадали с праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Третьи Осенины приходились на 27 сентября.
13 сентября - Журавлиное вече.
Журавлиное вече - связано вот с чем: тогда считалось, день этот выбирали журавли для того, чтобы, собрав на болоте журавлиный совет, определиться: когда и какую дорогу выбрать для отлета в теплую сторону.
Недаром, видно, и клюква звалась журавлинкой, журавлиной ягодой. Ведь до сего дня никто за ней не отправлялся: «Ягоду-клюкву не тронь, покуда не полыхнет она, не отгонит тьму в зыбучую топь. Безрассудного смельчака на болотах подстерегали опасности – девица могла получить в «подселенцы» бесплодницу, молодец – лишиться ума, а бабам да мужикам грозило попадание прямиком в трясину. Тут нужен был человек, чьи именины приходились на этот день: только он мог вывести на журавлинник – место, где вольно росла и манила самая крупная клюква. Ягоду ели и только собранную, и запасали на зиму, пересыпая сахаром, а еще варили из нее густой кисель, варенье, начиняли пирожки и пироги. |
Род и Рожаницы
Календарное место праздника рожаниц в годовом цикле объясняет нам его значение, его неистребимость и торжественность рожаничных "собраний" с круговыми чашами. Рождество Богородицы праздновалось церковью 8 сентября по старому стилю, 21 - по новому. Для всех восточнославянских областей - это праздник урожая. Не "первых плодов", не первых колосьев, из которых может быть испечен первый хлеб (это отмечалось в первых числах августа при начале жатвы), а праздник завершения главнейшего цикла земледельческих работ: хлеб сжат, снопы свезены и обмолочены, урожай подсчитан, зерно - в закромах. Именно этот урожайный, аграрный характер праздника и определил состав яств, упоминаемых несколькими источниками: хлеб, каши (очевидно, из разных круп), творог и мед или "добровонное вино". Языческая сущность праздника урожая вошла в конце концов в церковную практику, несмотря на долгие протесты средневековых ригористов. Вплоть до наших дней православная церковь на праздник рождества Богородицы производит "благословение хлебов". Древний праздник Рода и рожаниц стал "второй трапезой", организуемой после церковного дня, вероятнее всего, на следующий день. Духовенство ради "откладов" (доли приношений) соглашалось и на второй трапезе пропеть тропарь Богородице, что особенно возмущало наиболее строгих церковников. |
Главный пpаздник Рода и pожаниц был общественным осенним пpаздником ypожая. Втоpично Рода и pожаниц чествовали на Коляду (pождество Хpистово - после 25 декабpя). Оба пpиypочения к хpистианским пpаздникам объясняются не только вполне понятными и очень аpхаичными пpедставлениями о необходимости благодаpить богов за ypожай и о зимнем солнцестоянии как пеpеломе зимы, но и тем, что в обоих слyчаях в хpистианской мифологии действyют "pожаницы", pожающие богини. В пеpвом слyчае - это Анна, pодившая Маpию, а во втоpом - Маpия, pодившая Иисyса. Хpистианские пеpсонажи легко сливались с древними языческими pожаницами. |
Культ рожаниц отличался от остальных языческих обрядов прежде всего своей явностью, открытостью, торжественными пирами в честь богинь, частично замаскированными празднествами Богородицы. Эти пиршества в известной мере противопоставляются "кладению треб" другим богам, которое производилось славянами тайно. Трапезы же Роду и рожаницам устраивались с соблазняющей всенародностью. Принявшие христианство русские люди XI - XII вв. все ещё, по свидетельству автора "Слова об идолах", "... и ныня по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам, но то творятъ акы отай. Сего же не могут ся лишити, наченше в поганстве, даже и доселе - проклятого того оглавления вторыя трапезы Роду и рожаницам на прелесть верным христьяном..."
Вплоть до XVIII переписывались статьи с перечислением запрещенных языческих обрядов и обычаев, среди которых есть и такой: "Бабы каши варят на собрание рожаницам". (Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. II, с. 94.) |
На Руси повсеместно отмечался праздник всего Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Пришло время подведения итогов. Встреча осени — Макошино полетье, чествование Макоши как Матушки-Осенины предваряло этот праздник. В этот день приносят требы Роду Вседержителю (Всебогу) и Роду Небесному (Предкам), а тако же прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих): «Роду-Всеотцу и Родным Богам — вовек слава, а нам — хвала по делам!». Род Вседержитель особливо почитается во время празднования четырёх основных Солнечных Святодней Кологода. Род Небесный особливо почитается на Вешних и Осенних Дедов — во дни поминовения Предков. За сородичей (Род Земной) рекут здравицы во время всякой честной братчины. В предыдущие дни отдельно чтили Богиню Ладу и Богиню Макошь, как старших Рожаниц, а сегодня еще раз воздают почести всем Богиням - Рожаницам вместе - и старшим, и младшим. Ладе, и дочери ее Леле, Живе, и Макоши, и Матери - Сырой Земле, которая ведет сквозь Навьские врата людские души, для воплощения в Явном мире. Рожаницы – это Родные Богини, давшие жизнь Роду Небесному и праматери славянские, от которых произошли Роды Земные. По большому счету, это праздник семьи, как части Рода и благополучия в ней - как в плане материального достатка и изобилия (приурочено к сбору урожая!), так и в смысле продолжения и приумножения Рода. Это своеобразный славянский Женский День, праздник почитания матерей и жен, ибо без женщины никакого Рода и быть не может. В этот день обращают свои молитвы к Рожаницам бездетные матери, чтобы послали им ребёнка.Наши далекие праматери-славянки искренне любили Рожаниц, ждали праздник, загодя к нему готовились. Ведь во всякий приход земные женщины получали от них благословение, каждая - на исполнение заветного желания, связанного с материнством. А еще выполняли специальные обряды, с течением лет, с каждым проведенным праздником, повышая свое мастерство ведающих матерей. В этот день мужчины брали домашние хлопоты на себя, уважая желание женщин должным образом почтить Небесных Матерей.
Это славянский праздник, посвященный семейному благополучию.
Ритуальные пиры в честь Рода и рожаниц можно представлять себе так: после уборки урожая и обмолота, сопровождавшегося в ряде мест сушкой снопов у "сварожича" в овине, устраивался праздник (быть может, в корчме или в овине), на котором пелись ритуальные песни, славления, порицаемые церковниками, поедались кушанья из продуктов земледелия и ходили круговые чаши с медом. |
В славянской деревянной резьбе верховенство Рода подчеркнуто помещением его символа на высоких местах: на щипце кровли, над стенами, а внутри домов - на потолочной матице-сволоке. Иногда на деревянных "полотенцах", спускающихся от верха кровли, помещалась, как на прялках, сложная композиция из нескольких солнц, как бы бегущих по небосводу, а центральное место занимало "колесо", символизирующее белый свет во всей многогранности этого понятия.
Символы Рода и рожаниц в украшениях и вышивке |
В старославянском календаре 21 сентября считается Днём Сварога и Семаргла.
Славяне ведали, что Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего на планету, сначала в виде его сына Рода, затем в виде Сварога. Сварог - Дед богов, Начальник всего Рода божьего. Бог Прави, Яви и Нави - основополагающих принципов древнего ведического мировоззрения, исходящего из триединства мира. Источник Вечной Жизни, Начало Начал, Вселенная-Осознающая-Сама-Себя.
ГИМН СВАРОГУ
Слава Тебе, Свароже!
Ты - первый наш Пращур, Дед людей и богов,
Творец мира растительного и животного.
Ты – Род–Рожанич, жизни извечной Родник,
Что летом течёт от истоков и никогда не замерзает зимой.
И мы пьём ту воду живую, покуда живём,
Пока к Тебе не уйдём на луга Твои райские!
Ты, пребывающий в земле и воздухе, воде и огне,
Пребывающий в солнце, луне и звёздах, громе и молнии. Пребывающий во всех мирах, во всех Ведах,
Во всех жертвах и кудесниках, во всех тварях и существах.
Ты – сотворивший свет – бог Прави, Яви и Нави.
Ты – бог Истины, которая одолевает силы тёмные и ведёт ко благу.
Слава Тебе ныне и во все времена, от века до века!
|
Сотворил Сварог небо и удивительную страну - Синюю Сваргу, и Землю-Матушку. Отдал ему Всесильный Род мужское начало, а богине Ладе - женское, чтобы передали они их по наследству всему миру. Сотворил Сварог на небе священный огонь и сделал себе чудесную кузницу. Разные вещи стал в ней ковать - вещи новые, небывалые. Сделал чашу для священного напитка; плуг, чтобы землю возделывать; боевую секиру, чтобы защищать мир от чёрных сил. И всё это тоже перешло славянам по наследству. Стали они пахарями да кузнецами, Родины своей защитниками. |
Семаргл – славянский бог первородного огня и плодородия, бог-вестник, способный объединять и умножать силы всех Сварожичей. По одной из версий Семаргл-огнебог является первым Сварожичем, то есть старшим сыном Сварога, рожденным от удара небесного молота об Алатырский камень. Светозарый Огнебог Семаргл явился в огненном вихре, очищающем от всякой скверны. Он, словно Солнце, озарил всю Вселенную. Под Семарглом был златогривый конь с серебряной шерстью. Дым стал Его знаменем, а огонь – конем. От великого огня Сварога тогда поднялся Божий ветер – так родился Бог ветров Стрибог. Он стал раздувать великое пламя Сварога и Сварожича-Семаргла. |
Семаргл-огнебог вместе со Сварогом и братьями Сварожичами Стрибогом и Дажьбогом участвовал в Изначальной битве света и тьмы, которая раз и навсегда очертила границы славянского мира, четко отделив друг от друга Правь, Явь и Навь. Семаргл Сварожич исконно почитался славянами наряду с Перуном и Велесом. Нередки в средневековых хрониках (например, в «Славянских хрониках» Гельмольда) упоминания о том, что кумир Семаргла всегда ставится по правую руку от кумира Перуна. В связи с этим фактом и при учете множества боевых фольклорных сцен, в которых участвует Семаргл, логично предположить, что этого бога также считали покровителем воинов. |
Имя Семаргла упомянуто в русских летописях — пантеон князя Владимира. Произошло оно, предположительно, от старорусского «смага» («За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, Смагу мычючи в пламяне розе») т.е. огонь, язык пламени. С Семарглом связано множество легенд, повествующих о том, как он неоднократно помогал тому или иному богу (Сварогу, Перуну) в битве с силами тьмы. Долгое время (до рождения Перуна) Семаргл выступал в роли главного защитника Прави. Сохранились сведения о том, что Семаргл мог менять свой облик. Иногда он представал перед людьми в виде молодого (или немолодого) воина, окаймленного языками чистого Ирийского пламени. Но гораздо чаще Семаргла видели в облике большого крылатого пса, за которым оставался огненный шлейф. Именно изображение Семаргла в виде пса считается наиболее верным. Финист - ясный сокол, что в огне не горит и в воде не тонет, и сияющий сокол Рарог - огненный вихрь - священная душа-птица огнебога Семаргла. |
Семаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети – Кострома и Купало. . |
Этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей! Имя его стараются реже произносить вслух, заменяя иносказаниями. С Огнем славяне связывают возникновение людей. По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь — самое первое пламя любви.
Семаргла призывают при лечении заболевших животных и людей, для того, чтобы избавить больных от различных хворей и болезней. Когда у человека поднимается температура, то говорят, что Огнебог поселился в Душе заболевшего. Ибо Семаргл, как Огненный Пес, яростно сражается с хворями и болезнями, кои подобно ворогам пробрались в тело или в Душу заболевшего. Поэтому считается недопустимым сбивать у больного поднявшуюся температуру. Самым лучшим местом для очищения от хвори считается баня.
Семаргл Сварожич! Велик Огнебожич! Спали боль-хворобу, очисти утробу, у чада людины, у всякой тварины, у стара и млада, Ты, Божья Услада. Огнем очищая, мощь Души отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба. Тебя прославляем, к себе призываем, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!
Веником из полыни выгоняют из дома насекомых, приговаривая: «Кыш, мухи, к Сепухе, а вы, блохи, к Явдохе» Веник оставляют возле порога, чтобы назад не возвращались. Это знаменует переход к осени и отмирание насекомых, способствует избавление дома от них. Исполняют обрядовые песни, которые касаются первого разжигания печи и свеч. Огонь, который зажигается в этот день, святой и имеет большую очистительную силу. Дом наполняется новым Духом. Отныне, когда постепенно начинает уже холодать, огонь в доме выступает в роли домашнего охранника. Семаргл является охранником ладьи Храма, его образ устанавливается на носу ладьи с восточной стороны в виде собаки.
Посмотрите отзывы участников прошлогодних занятий
|
Природные славянские праздники связаны с астрономическими событиями. Овсень, день осеннего равноденствия – один из четырёх великих праздников. Время праздника урожая у славян. «Вересень», «Осенины» ─ так ещё назывался праздник раньше. Знали этот день и как праздник Таусень. Авсень ─ воплощение Солнца, в осеннем своеобразном виде. Редкое время, когда истончаются границы между мирами, на Землю приходят Боги. Народы, не потерявшие живую связь с природой, прекрасно знали день перехода из одного состояния в новое. Брат Коляды, Овсень, учил людей, как на практике применять божественное знание. Первое, что делали древние славяне в праздник урожая – воздавали почести Предкам обрядами поминовения, укрепляли тонкую связь со своими предками для получения помощи, поддержки. Вторая важная традиция древних славян ─ вознесение благодарности Богам за урожай, встреча Авсеня, ожидание спокойного периода до Колядок. |
Все предки славян свято верили и понимали, что раз собрался получить добрый урожай в году, то учись дружить с Природой, да жить в ладу с нею. Сегодня люди деревень, сел, да и городов тоже, понимают, как все зависят от осеннего урожая. Потому-то многие ведут подсчеты по осени, строят на будущее планы, а знающие чают в сердцах своих, чтобы Бог Осени еще и на следующий год благословил, да к Нему обращаются, чтобы и в этом году помог к встрече Зимнего Солнца подготовиться.
Некогда в стародавние времена, когда только всё зачиналось, Отец Небесный Сварог – обратился к Роду: «Батюшка, Род Всего Сущего, надобно навести порядок на тверди Небесной, чтобы Хорсу не разъезжать на своей колеснице, когда ему вздумается. Солнце то приходит, то уходит в самые неожиданные для Земли часы». Одобрил Род такую заботу Сварога, совместно решили они сделать Четыре солнечных Излома, да Два дня Равноденствия – Весеннее и Осеннее. А над каждым периодом установить надежного Бога, который бы смог подсказывать Хорсу, сколько Света на землю лить, да какую силу при этом подавать.
Вот и поставили они Авсеня, с его изволения, следить за Осенним Солнцем. От того и кличут с той поры Авсеня – Богом Осеннего Солнца, да чествуют Его в праздник Осеннего Равноденствия – 22 сентября. Овсень, Таусень или Авсень очень любит порядок! А еще Он четко знает, как отворять границы, убирать препятствия, наводить мосты для богов и людей, а также как переводить Мiръ из одного времени КолоГода в другое. Поэтому никто лучше Него не справится со следующей задачей – надобно знать, сколько солнечного тепла да сколько света надо убавить, чтобы постепенно Мiръ приготовился к приходу Зимнего Солнца – брата Авсеня, Коляды.
В День Осеннего равноденствия бойкий и энергичный Бог Летнего Солнца – Купало передает свои права спокойному, степенному и задумчивому Богу Осеннего Солнца – Авсеню. А сделать это надобно для того, чтобы уже другой Бог мог следить за порядком Коло Сварога, да ходом Хорса Свет несущего. Именно в такой день власть над Природой меняется, все живое на земле начинает ощущать приход холодов, дождей и студеной поры красавицы осени. А это значит, что пришло время закрома надежно готовить, чтобы зиму сытно пережить и на весну для посевных что-то оставить.
С момента осеннего равноденствия власть солнца с каждым днем уменьшается до самого зимнего солнцестояния, после которого она опять начнет возрастать, приближая новый земледельческий сезон. А пока, после временного равновесия, наступает время власти тьмы. Земля готовится к зиме: собираются в стаи перелетные птицы и начинается осенний листопад. Осеннее равноденствие для наших предков было временем вознесения благодарностей богам за урожай и достаток, а также воздания почестей предкам. В конце сентября ходили в леса за грибами и целебными растениями, делали вино из созревших яблок и винограда (на юге Европы), а также отмечали конец сбора урожая благодарственными застольями.
В философском плане - это время подведения итогов, вознесения благодарностей за то, что мы имеем, и завершения годовых дел.
27 вересня (27.09), с наступлением осеннего равноденствия, славяне празднуют великий праздник — Радогощь. Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. Уже не так высок Световид (Дед-Всевед), не греют его лучи, но многое он повидал на белом свете, оттого и особый почёт “старику”. Ещё немного и уйдёт он навсегда за тридевять земель, чтобы возродиться вновь. Итак, собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: “Видите ли вы меня?” Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание на следующий год собрать обильный урожай и испечь больший пирог. После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со свещенным вином, начинается пир горой (еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается). В этот день разыгрывается сказка о витязе и подземном царстве, которая должна напомнить об угасающем солнце и наступающей зиме. Перед наступлением темноты разжигают небольшой Огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям.
|
Помогаю людям вернуть внутреннюю простоту и избавиться от искусственных сложностей. Обладаю огромной «копилкой» различных психологических методов и практик, которыми щедро делюсь на вебинарах и консультациях. Работаю авторскими методами, опираясь на сферальное мышление. Если человек пришел ко мне с серьезным делом, он получит результат - непременно, ощутимый, быстро. В иных случаях даже сразу. Но в достижение результата человек должен и сам вложить душу, время, усилия, сосредоточенность, честность и оптимизм. Помочь можно только тому, кто сам что-то делает.
Мне очень надо, чтобы делалось дело: для меня критерий истины по-прежнему - практика. Чтобы человек выходил из собственной скорлупы, заново смотрел на Мир, и заново - может впервые за много лет - улыбался. Мне это нравится - радоваться вашему успеху, для меня это и собственное преображение.
(скриншот чата)
|
|||||||||||||||||||||
В СМС при переводе денег просьба не указывать назначение платежа, все платежи сейчас отслеживаются. Вам может позвонить сотрудник банка и спросить о назначении - в этом случае все хором просто говорим волшебное слово «Подарок».
Стоимость | ||
Видео-курс "Коло Сварога - праздники сентября" в записи 9 занятий по 2 часа:
|
рублей |
Реквизиты для оплаты под этой таблицей
|
Вы можете оплатить напрямую:
Карта Сбербанка МИР - 2202206336790568
Яндекс-кошелек - номер счета 410011741894722
PauPal - provodnik5353@gmail.com
ВАЖНО!
Сразу после оплаты напишите мне на почту provodnik53@list.ru дату, время, способ и занятие или цикл, которые Вы выбрали и оплатили. После этого на свою почту Вы получите ссылку для скачивания видео-курса или ссылку для входа на вебинар.
Поделитесь с друзьями этой информацией
Если у Вас есть вопросы по оплате или по курсу,
Вы сможете их задать мне на почту provodnik53@list.ru